Сергей Поднюк - Загадка страданий
08.07.2018 10:42

Послание к Евреям (11:32-40) вполне понятна и очень вдохновляющая первая часть данного отрывка, которая говорит о людях веры, в жизни которых Господь совершал великие дела и которые имели блага в своей жизни. Мы можем их жизнь ставить в пример другим, призывая следовать за Богом и получать от Него все те блага, которые имели эти герои веры. Но вторая часть отрывка, так же говорящая о людях веры, приводит нам совершенно противоположный образ  жизни, полной бедствий и страданий, указывая, что они не получили обещанного. Как же так? Как правило, когда в жизнь христианина приходят бедствия, скорби или страдания, окружающие пытаются хоть чуть–чуть утешить, хоть как –то прояснить то, что происходит.


1. Страдающему советуют поразмышлять о том, чему Бог пытается научить .

2. Страдающего пытаются ободрить и побудить не обращать внимание на трудности (Псалом 97:8). (1 Фессалоникийцам 5:18)

3. Страдающего, особенно того, кто сильно болеет, убеждают, что это все происки сил зла: «Болезнь не может быть Божьей волей!

4. Страдающего убеждают, что это крест Христов и это страдания ради Христа которые в итоге Бог особенно вознаградит, если человек будет сохранять бодрый дух и станет примером безропотного прохождения всех этих бед.


Прежде всего следует отметить, что в категорию страданий ради Христа, которые можно описать термином «крест Христов», входят только гонения и страдания, связанные с верой в Бога и христианским образом жизни, которые не приемлет этот мир и за которые, собственно, он и гонит христиан, подвергая их скорбям. В эту категорию не входят болезни, скорби и беды, которые происходят как в жизни верующих, так в жизни и неверующих людей. Скорби и гонения за Христа вполне понятны и объяснимы.

Мы говорим в целом о вопросе страданий в жизни человека. Почему они происходят и в жизни верующих людей?

Следует отметить, что такого рода человеческие страдания — это результат действия двух сил, вложенных Богом в Его творение: законы природы и свободная человеческая воля.

Любые рассуждения бессмысленны, если вспомнить, как на вопрос о том, является ли наша земля лучшим местом для человека, отвечает Сам Бог. Он однозначно говорит: «НЕТ!» Вот что говорит об этом апостол Павел: (Римлянам 8:19-20; 22).


Если рассматривать Писание, то можно сделать несколько выводов относительно происхождения страданий и бед . Исходя из написанного в Ветхом Завете можно сделать два вывода:

1. Многие тексты Ветхого Завета предупреждают о плачевных последствиях, к которым могут привести конкретные неправильные действия человека. (Пр. 19:15).

2. Некоторые тексты Ветхого Завета говорят о том, что Бог посылает людям бедствия в наказание за их злые дела. Мы должны задаться вопросом: правда ли, что мое несчастье — болезнь или автокатастрофа — это Божье наказание? Если страдания действительно являются наказанием, то кого и за что наказывает Бог? Болезни и бедствия поражают людей произвольно, вне зависимости от их пороков или добродетелей. Честно говоря, я считаю: если Бог не дает конкретного откровения, то следует поискать другую причину случившегося. В Библии есть места, в которых говорится о людских страданиях, никак не являющихся Божьей карой.


Что говорит об этом Христос?

Христос никогда не читал страдальцам нравоучений о том, что следует смириться со своей долей. Своим поведением Иисус показывает нам, что Царствие Божье — это царство духа ; царство, которое Бог созидает в сердцах и умах людей без внешнего проявления Своей силы. Еще в первом веке иудеи вопрошали Иисуса о причинах трагедий, Христос дал исчерпывающий ответ, но загадка осталась: Он не сказал, почему так случилось. Однако Иисус со всей определенностью указал: несчастья не были следствием конкретных поступков именно погибших людей (Луки 13:1–5). Любая трагедия должна подталкивать к мысли о покаянии — ведь не исключено, что следующая автокатастрофа или следующее природное бедствие или болезнь могут оборвать твою жизнь. Таким образом, бедствия связывают воедино пострадавших и свидетелей случившегося, напоминая о том, что жизнь коротка.


В Библии мы постоянно встречаемся с таким подходом к страданию и невольно приходим к выводу: вопросы «Почему?» и «От Бога ли это?» — не главные. Самый важный вопрос —«Как мне себя вести, если со мной случилось несчастье?» (1 Петра 1:6–7).


«Радуйтесь!» Чем этот евангельский призыв отличается от совета тех, кто рекомендует страждущим «думать о хорошем»? Практически все библейские призывы к радости содержат упоминание о добрых плодах. Страдание несет нам нечто важное — оно заставляет нас измениться. Убеждая верующих радоваться, апостолы не имели в виду, что нужно улыбаться и делать вид, будто ничего страшного не произошло. Ни в действиях Христа, ни в писаниях апостолов на такое нет даже намека.

В Послании к Римлянам перечислены этапы этого процесса: «…но хвалимся и скорбями, (Рим 5:3–5). Выходит, что такое качество, как терпение, развивается лишь благодаря перенесенным трудностям: человек, который всегда получает то, что хочет, не сможет научиться ни терпению, ни стойкости. А скорби становятся тем орудием, которое помогает развить ценные свойства характера.

И тут призыв «Радуйтесь!» обретает реальный смысл. Что говорит апостол Иаков? Он не уговаривает нас радоваться искушениям, но советует радоваться, когда мы с ними сталкиваемся. Есть ли разница? Несомненно. В одном случае звучит призыв радоваться страданию, а в другом—радоваться возможности духовного роста , которую страдание нам дает. Нас наполняет радостью не само случившееся несчастье, а уверенность в том, что страдание произрастит в нашей жизни добрый плод.


Ценна не боль, а те уроки, которые мы из нее извлекаем.


И тогда страдание перестает быть бессмысленным: мы можем теперь «возрадоваться в Господе», Который любое бедствие силен обратить во благо. Объясняя, почему следует радоваться скорбям, Павел затем делает вывод: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим 8:28). Его слова нередко искажают, придавая им иной смысл — «с любящими Господа плохого не случается». Но Павел имеет в виду другое. Под словом «всё» он подразумевает скорби, притеснения, гонения, голод, наготу и опасности. Павел и сам пережил немало страданий. Но — как видно из жизни Павла — Бог использовал все тягостные обстоятельства, чтобы осуществить Свои цели, преобразив как самого апостола, так и через его служение мир. Скажу точнее: Бог не создавал специально тяготы в его жизни , но использовал те тяжелые обстоятельства, с которыми сталкивался Павел для того, чтобы трудился над его душой. Мы не всегда можем понять причину страданий. Иногда это вообще не возможно. Но наша главная задача — определиться, как мы поведем себя в беде . Апостол Павел и другие новозаветные авторы заверяют нас: если нашим ответом на страдание станет доверие к Богу, то Он, без сомнения, обратит зло во благо.


Итак, где же Бог, когда христианин страдает? Он — с ним . Бог не навлекает намеренно на человека несчастья и беды. Но Он может обратить зло во благо для того, чтобы произрастить в нас добрые плоды.


Можно сделать несколько выводов, рассматривая вопрос страданий:

1. Перед страданием все равны. Любого человека оно может подвести к пониманию необходимости покаяния или смирения.

2. Страдальцы видят, что зависят от Бога и от здоровых людей, но помимо этого начинают поддерживают друг друга.

3. Страждущие не слишком полагаются на материальные блага — ведь они многого лишены, и многое им недоступно. Но они находят опору в людях.

4. Страдания смиряют гордых. Страдалец перестает думать о собственной значимости, он не беспокоится о том, что посторонние вторгнутся в его личную жизнь.

5. Сотрудничество и взаимопомощь имеют для страдающих большее значение, чем для людей благополучных. Страдающие перестают думать о конкуренции.

6. Страдание помогает понять, что является роскошью, а что — необходимостью.

7. Страдание учит терпению. Часто великое терпение рождается из признания своей зависимости.

8. Страдание помогает понять , какие страхи имеют реальную основу, а какие — преувеличены.

9. Для страдающих Евангелие — воистину Благая Весть. Они не видят в Евангелии ни угрозы, ни осуждения. Оно несет им надежду и утешение.

10.Страдальцы откликаются на зов Бога просто и без раздумий — им нечего терять. Они готовы ко всему.


Рассматривая этот список, косвенно можно понять, почему на долю святых всегда впадало так много страданий. Послушание, зависимость, смирение, простота, взаимопомощь, преданность — все эти качества имеют большую ценность для духовной жизни. А живя в комфортных условиях, обрести их трудно. Стремление к независимости, то самое, что в Эдемском саду вскружило голову Адаму и Еве, обернулось губительным грехом, стало магнитом тянуть прочь от Бога. Страдающие не способны опираться только на свои силы и им не нужно напоминать об их слабости. Им нужен источник силы.


Что же делать человеку, когда в его жизнь приходят страдания или трудности? Как подготовиться к такому периоду жизни?

Давайте обратим внимание на Второе Послание апостола Павла к Тимофею. Осознавая, что все Писание богодухновенно, я иногда задумывался о том, почему Бог предусмотрел, чтобы в нем были записаны и совсем, как нам кажется, «недуховные» вещи: например, об оставленном Павлом плаще у Карпа в Троаде. Н о если вдуматься, то можно увидеть духовные уроки, которые Бог преподносит нам через простые житейские вещи. Итак, обратимся к данному посланию. Апостол Павел писал его после своего ареста, зная, что его ожидает тюрьма, а затем через какое-то время и казнь. И вот он пишет Тимофею: «Постарайся прийти ко мне скоро. … Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика послал я в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. … Постарайся прийти до зимы» (2 Тимофея 4:9,11-13,21).

В этих, на первый взгляд обычных словах, можно увидеть великий духовный урок. Мы говорим с вами о нашем поведении в страданиях и о правильном отношении к ним. Павел уже находился в определенных страданиях, в том числе и от того зла, которое ему причинил Александр медник, о котором он упоминает. И еще большие страдания были впереди. В том числе и от холодного сезона года. И вот Павел пишет: «Постарайся прийти до зимы».


В жизни каждого из нас может быть такой период, как зима. И это не вопрос преклонного возраста, который называют зимой жизни , а вопрос обстоятельств: холод и снег, страдания и скорби, трудности и болезни. Вот она – зима. Но прежде, чем она наступит, надо быть готовым к ней. И вот о чем просит Павел и в чем мы можем извлечь урок для себя:


1. Отношения. «Приведи Марка». В трудный период жизни нам нужны друзья, с которыми мы можем разделить наши проблемы. Те, кто поможет нам, кто поддержит и будет вместе с нами молиться, кто проявит верность и окажет помощь. Те, кто в нужный момент могут и ободрить, и указать на недостатки, и с любовью обличить для исправления. Друзья, перед которыми мы так же будем в определенной мере подотчетны. Человек, у которого нет друзей, кто остается в одиночестве – тому трудно будет в период «зимы». Поэтому прежде, чем пришло это время, ищите общения и храните это общение. Апостол Павел не просто просит кого -нибудь привести, чтобы ему не было одиноко. Он просит привести того, с кем он разделит служение. Поэтому ищите общения и дружите с теми, кто служит Богу. В период «зимы» нужны духовные, а не душевные друзья.


2. Защита. «Принеси фелонь». Когда холодно, то нужна теплая одежда, которая будет покрывать и защищать. Если рассматривать духовный прообраз, то нам необходим покров и защита, чтобы пройти через « холод зимы» - время скорбей и трудностей . Где мы укрываемся, когда холодно? В доме, надев теплую одежду . Где мы можем согреться и получить покров и защиту, когда приходят проблемы и скорби – в церкви! Многие люди не осознают важность поместной церкви, своей домашней церкви. Когда все хорошо и нет «зимы», то и нет ощущения необходимости в защите. Но когда приходят «морозы» - скорби и трудности – то тогда человек, как никогда ранее, начинает понимать важность пребывания в церкви и нуждается в той защите и в духовном покрове, который он может иметь только в церкви. Поэтому ценит свою домашнюю церковь, не оставляйте ее. Цените свою поместную церковь! Только находясь в ней можно пройти через «зиму».


3. Знание. «Принеси книги, особенно кожаные». Апостол Павел просил принести ему книги и особенно самые главные, кожаные – Библию. Он понимал, что наступают трудные времена и нужно иметь правильное понимание и мудрость, как поступать. Он понимал, что нужно питать свой разум. Библия – это уникальное собрание книг, которые даны нам Богом и они в себе содержат не только питание для нашего ума, но и для нашего духа. Именно в Слове Бога – истина и жизнь. Чтобы пройти достойно через скорби и трудности, сохранив веру, нужно питать себя Словом Божьим.


4. Служение по мере возможностей. В выражении «книги, особенно кожаные» можно усмотреть не только уже записанные книги, но и книги, в которых можно писать. Апостол Павел продолжал трудится настолько, насколько позволяли обстоятельства. И не имея возможности лично прийти в поместные церкви, он просил принести книги, чтобы записать в них те откровение и послания, которые Бог дает ему, чтобы и другие назидались. Мы знаем, что будучи в тюрьме, Павел написал ряд посланий, которые называются «тюремными посланиями»: к Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и, отдельно, к Филимону. Мы должны понимать, что проходя период страданий и трудностей очень легко можно зациклится только на себе и своих обстоятельствах настолько, что это приведет либо к изоляции и отстранению себя от других, либо к противлению и ропоту относительно того, почему это со мной так, а у них все хорошо. Но если мы можем сделать хоть что -то и для других; что -то, что имеет значение с позиции Царства Божьего, то это придаст нам сил пройти и видеть большее, чем просто земные страдания – видеть ту грядущую славу, которая откроется в нас, когда мы с Господом пребудем.


Подводя итог нашим рассуждениям, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что мы не найдем исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему мы страдаем от бед и болезней, но мы должны понимать, что мы живем на земле, где нет совершенства и где после грехопадения первых людей пришло проклятье, которое принесло смертность, скорби и трудности. Но правильно относясь к тому, что делать, когда приходят в жизнь трудности и скорби, мы еще больше начинаем понимать приоритет в жизни в общении с Богом, в пребывании в Его Церкви и в ожидании восхищения , чтобы облечься в новое славное тело и быть там, где не будет слез, скорби и смерти. (Римлянам 8:18)

 

Наши партнёры

  • РЦ ХВЕ - Российская Церковь христиан веры евангельской. hve.ru