Берегись закваски фарисейской

Ключевой стих: «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». (Лук.12,1)

       Хотя сейчас это слово и звание  приобрели негативный оттенок, и любой человек обидится, если его назовут фарисеем, но так было не всегда. ФАРИСЕИ (древнеевр. «перушим» – «обособившиеся»), учители еврейского Закона, действовавшие с начала 2 в. до н.э. и до конца 1 в. н.э. Сами фарисеи называли себя мудрецами или книжниками. Они претендовали на роль учителей еврейского народа и не считали себя отдельной группой.  По свидетельству Нового Завета и истории фарисеи  пользовались у народа авторитетом. Вообще, их стремление в точности исполнить букву закона было неплохим: они постились,  изучали Писание, давали десятину (даже не все христиане это делают).  Но все же в их характере и поведении было что-то скверное и противное Богу, чего Христос призывает нас опасаться. При всей  внешней набожности, их служение вызывало у Бога гнев и осуждение. Как малое количество закваски заквашивало все тесто, так и фарисейство заражало всю личность человека.

 

В чем опасность фарисейства?

1) религиозность

     Быть просто религиозным человеком, привязанным к каким-то традициям и обрядам почти также опасно, как быть неверующим. Религия не может заменить веры, и потому не стоит обращать внимание на второстепенные вещи, теряя из виду Христа и его поручение. Не важно, в каком положении молиться, в какое время читать библию, в какой день проводить собрание – субботу или воскресенье. Важно оставаться сосредоточенными на Христе и Его учении.  (у баптистов)  

         - противление всему новому и  прогрессивному

     Христос, с Его  простотой – вместо помпезности, с Его любовью, вместо мелочной строгости, с Его чистотой – вместо  порочности и лицемерия вызывал негативное отношение. Потому что был не таким, как другие. Его представления о царстве, вере, духовной жизни отличались от взглядов фарисеев, и потому отвергались.   Также и  в наши дни. Когда Дух Святой пожелает что-то открыть или будет действовать иначе, чем привык религиозный человек – это будет вызывать противление или раздражение.

         - отношения с людьми по букве закона, а не по любви (словом божьим не пробовала)  «Знание надмевает, а любовь назидает.» (1 Кор.8,1)

Афоризм Святителя Николая: «Сначала полюби того, к кому ты обращаешься, потом вызови любовь к себе, и только потом что-то ему говори о Боге и Христе».   Фарисеи желая исполнить весь закон (а это целых 613 заповедей Торы) стали необыкновенно жесткими и строгими до мелочей. Как это ни странно, стремление к мудрости и знаниям полностью овладело их разумом, но опустошило сердце. Для нас в этом тоже хороший урок того, чтобы наши знания не были оторваны от жизни. Мы учимся только для того, чтобы с большим терпением и любовью донести истину Евангелия до неспасенных людей. 

 

2) самоправедность 

     Гордость и самодовольство - это величайший враг духовного роста, и поэтому Иисус осуждает такое состояние. Опасно считать себя достигшим, потому что путь сверху  только вниз. Опасно сравнивать себя с другими людьми, потому что главный ориентир только Христос.

         - Самоправедный человек вместо того, чтобы смотреть на свое сердце и заниматься своим духовным ростом,  смотрит на соседей, на то, что делается за чужим забором, в чужом огороде, в чужой семье, в соседней церкви. Выставляя напоказ ошибки других, другим не так заметны его собственные грехи. Но  от Бога этого не скрыть. 

         -  Самоправедность делает нас пассивными и надменными. В определенный момент мы можем посчитать себя достаточно образованным, и перестать развиваться дальше. Можно прекратить служить, довольствуясь старыми свидетельствами и успехами. Самоправедный человек не пойдет на дом.группу, потому что ему слишком скучно общаться с новообращенными или вникать в чьи-то проблемы. Но если такое состояние наступает – стоит вновь искать общения с Богом, каяться и взывать к Его милости. Ведь иначе невозможно получить спасение. «Блаженны  нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мтф.5,3) Ибо благодатью вы спасены через  веру, и сие не от вас, Божий дар. (Еф.2:8)


3) лицемерие

     «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».  (Матф.6,16)

«Мы здесь одни, а зло,  по мненью всех,

Зовется злом,  когда творится явно:

Открыто действовать  неловко и бесславно,

А втихомолку грех -   совсем не грех». (пьеса Мольера, Тартюф) 

     Греческое слово лицемерие (гюпокритес)  имеет значение – актер, т.е. человек, который играет какую-то роль или носит маску. Такой человек неискренен и меряет поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. Фарисеи  умели  очень красноречиво и долго молиться для того, чтобы их заметили и оценили, и мы можем поддаться такому же искушению. Люди иногда стремятся служить именно в прославлении или проповеди, а такие служения, как домашняя группа или молитвенное остаются невостребованными.    Можно улыбаться и приветствовать брата или сестру, а в сердце не желать даже видеть его и не иметь никаких отношений.

     «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Мтф.23,27-28) Очень часто для нас, как и для фарисеев, важно наше поведение, внешний вид, манеры или отношение к каким-то человеческим традициям и обрядам. И, к сожалению, мы часто меряем по тому, как человек одевается, как он говорит, по тому, что он знает  как вести себя в церкви, он знает, как встать, когда сесть, как правильно приветствоваться, он все это знает. И вдруг в эту среду попадает бедный новый человек, и он становится самым грешным, потому что он не знает внешних манер. (ты что не видишь – я здесь сижу) Лицемер никогда не сможет иметь тот уровень и тот духовный рост, которого ожидает от него Иисус Христос, потому что вся его жизнь - это игра, это роль, потому что в основании его поведения лежит неискренность. Без искреннего покаяния невозможно прощение грехов и оправдание. А лицемер только делает вид, что он примирился, но на самом деле это ложь. Лицемер только делает вид, что он изменился, но на самом деле это ложь: он так и продолжает жить в своих грехах.


Вместо закваски фарисейской, основанной на гордости и показном благочестии, нам стоит подражать Христу – нашему Богу и Спасителю «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?  Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».  (1 Кор.5,6-7)

 

Наши партнёры

  • РЦ ХВЕ - Российская Церковь христиан веры евангельской. hve.ru


  • Церковь "Неемия" - Российская Церковь христиан веры евангельской "Неемия" г. ОМСК nehemiah.ru